РАСТАМАНЫ
Растаманами в мире традиционно называют последователей
растафарианства.
Вместе с тем, в начале 1990-х годов на постсоветском пространстве
образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также
называют себя растаманами. При этом они зачастую не являются истинными
приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины
африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую
очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого
достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены
к растафарианской концепции - многие слушают Боба Марли и музыку регги
в целом, некоторые носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает
идею возвращения американских чернокожих в Африку, соблюдает
растафарианский пост айтел (Ital) и т. п. Как бы то ни было, в
русскоязычной среде слово растаман прочно связалось с этой группой.
Возникновение растаманов в СНГ произошло вместе с формированием других
молодёжных субкультур на фоне распада СССР. Растаманов можно выделить
особо в связи с тем, что в нынешнем СНГ наблюдается заметный рост
объемов употребления марихуаны (данный вывод можно сделать лишь
субъективно, так как сбор статистики по этому вопросу сильно
затруднён). Многие из курящих уже не являются молодёжью и не причисляют
себя к растаманам, но их идеологически сближает нелегальный статус
наркотика, так как они испытывают одинаковые трудности, связанные с его
приобретением.
По-видимому, вопрос самоидентификации употребляющих коноплю бывших
советских граждан был решен на базе бренда конопли как атрибута
растафарианства. Известное в СССР понятие наркоман не могло быть
принято из-за несоответствия стереотипному образу такового в народе:
потребителям конопли не близки темы шприцев, СПИДа, ломок и пр. -
следовательно, была потребность в самоназвании.
Одним из пионеров растаманского движения в России является работающая в
стиле регги музыкальная группа Джа Дивижн, появившаяся в 1989 году.
Стиль регги, популяризованный растафарианцами и сопутствующий культу
марихуаны, был принят русскоязычными планокурами. Музыкальный фактор в
стране, недавно отгороженной железным занавесом от существенной части
мировой культуры, играл крайне весомую роль, оказывая существенное
влияние на руссокязычную молодёжь 90-х. Поэтому на выбор самоназвания
могло, в числе прочего, повлиять распространение записей русскоязычных
регги-коллективов, где, в частности, лидер Джа Дивижн Герберт Моралес
однозначно указывает на параллель курения конопли с растаманами.
Принадлежность к философии Раста декларирует и известный российский
рэп-исполнитель Децл.
Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно
большие растаманские сообщества, которые проводят культурные
мероприятия (обычно концерты или фестивали), поддерживают сайты, издают
медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские
регги-коллективы - по меньшей мере они используют характерную символику
и почитают Боба Марли (при этом следует отметить, что чёрное
растафарианство - крайне многообразная культура со множеством
разновидностей и некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся
к музыке регги из-за её коммерциализованности, а некоторые не курят
марихуану; есть и растаманы-политики, например новозеландский депутат
Нандор Танцош).
Позиция
Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны,
что находит отражение в песнях, атрибутике (в очень большом количестве
сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой),
политических декларациях (например, участие в ежегодном Конопляном
марше).
Общим местом у русских и оригинальных растаманов также является
позитивное отношение к Джа и негативное отношение к т. н. вавилону как
прагматической социально-политической системе, основанной на западной
материальной культуре. В основном борьба с вавилоном увязывается с
отрицанием необходимости проявлять принятую в обществе стандартную
социальную активность, в частности, стремиться к материальному
обогащению (в ущерб духовному). Обычно декларируется это главным
образом концептуально (на словах), т. к. без минимального проявления
соответствующей активности в современных условиях почти невозможно
существовать.
Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов,
амфетаминов и крепкого алкоголя, называя их чернушными наркотиками, но
позитивно - к приёму психоделиков.
Фольклор
Субкультура постсоветских растаманов породила особый
фольклор, развитию которого способствуют характерные психоактивные
особенности коноплесодержащих препаратов - под их воздествием
возрастает тяга к рассуждениям, фантазии и творчеству. Достаточно
широкую известность приобрёл украинский лингвист и литератор Дмитрий
Гайдук, который в первой половине 90-х стал собирать и обрабатывать
устное творчество украинских и российских растаманов и в 1995 году
создал проект Растаманские народные сказки. Работы Гайдука неоднократно
издавались, выходили аудиокассеты и диски, сейчас он часто ездит по
разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных
субкультурных мероприятий. По предположению Гайдука, численность
приверженцев конопляной идеологии в современной России может составлять
до 4-5% населения.
О субкультуре растаманов стран СНГ и традициях употребления конопли
(как и других наркотиков) на постсоветской территории периодически
упоминают в своём творчестве многие современные деятели русскоязычной
культуры - музыканты, писатели, создатели фильмов. Например, широко
известна песня Растаманы из глубинки Бориса Гребенщикова.