(англ.
Hip-hop) - молодёжная субкультура, появившаяся в США в конце 1970-х в
среде афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая
хип-хоп), свой жаргон, своя хип-хоп мода, танцевальные стили
(брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой
кинематограф. К началу 1990-х гг. хип-хоп стал частью молодёжной
культуры во многих странах мира. В данной статье рассматривается музыка
в стиле хип-хоп и общие элементы субкультуры хип-хопа. Музыка Музыка
хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного
речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого
ди-джеем; в то же время нередки композиции без вокала. В такой
комбинации исполнители рэпа называют себя эм-си (англ. MC - Microphone
Controller или Master of Ceremony). Приоритетным и наиболее оцениваемым
считается искусство рифмы, которую эм-си в погоне за новаторством
зачастую сочиняют в ущерб смыслу текста, что, в свою очередь,
превращает его в запутанные загадки (напр. Гостфейс Килла говорит, что
нарочно стремится сочинять такие рифмы, чтобы никто не понял, кроме
него, о чём идёт речь). В задачу одного или нескольких ди-джеев входит
программирование ритма на драм-машине, сэмплирование (использование
фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов),
манипуляции с виниловыми пластинками и иногда битбоксинг (вокальная
имитация ритма драм-машины). На сцене музыканты часто сопровождаются
танцевальным ансамблем.
В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески
успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически
представлен множеством направлений внутри жанра.
1970-е 1970-е Хип-хоп зародился в негритянской среде Бронкса, района
Нью-Йорка, во второй половине 1970-х гг. В то время это была музыка для
вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо
ди-джеями), работавшие в крайне примитивной тогда технике
сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению музыкального
проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые эм-си были буквально
типичными конферансье (Master of Ceremony - т. е. сокращённо MC; эта
аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они
представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории
энергичными возгласами и целыми тирадами. (Необходимо отметить, что на
Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё на рубеже
1960-70-х гг. благодаря зародившейся технике даба.)
Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные
ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными живьём сетами
(программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и
басовые партии снятые с композиций в стилях диско и фанк, поверх
которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо любительское занятие, и в
тот период (1977-78гг.) никаких студий и официальных выпусков пластинок
рэпа не существовало.
Ситуация меняется кардинальным образом, когда в начале осени 1979 года
в США выходит сингл Rappers Delight в исполнении The Sugarhill Gangи
производит сенсацию на американском рынке популярной музыки. Сингл
считается первой записью рэпа несмотря на то, что ещё несколько чуть
более ранее записанных песен оспаривают славу первенства; однако именно
благодаря этой 11-минутной композиции американская публика и СМИ узнали
о таком явлении как хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни
(сингл разошёдся тиражом 8 мил. экз.), большинство сходилось во мнении,
что это была музыкальная шутка, из которой далее ничего не выйдет.
Песню написала негритянская группа, собранная почти случайно за день до
записи. Ритм (классическое диско) и партия бас-гитары были взяты из
тогдашнего хита Chic Good Times, поверх был наложен рэп в исполнении
трёх эм-си. Одним из достоинств композиции является то, что уже в этом
первом рэпе 1979 года были даны типичные рифмы, равно как и
основополагающие темы хип-хопа: детали бытовой жизни, состязания эм-си,
секс, ёрничество и показное тщеславие.
1980-е 1980-е. В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник
сильный интерес к европейской электронной поп-музыке, - в первую
очередь, к Kraftwerk и Гэри Ньюману, широко сэмплировавшимся,
-технологические находки которых, вкупе с развившимся брейкбитом -
ломаным, совершенно новым ритмом, - способствовали отрыву хип-хопа от
ритмической зависимости от диско и фанка. Брейкбитовый ритм в сочетании
с более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели хип-хоп
на новый уровень (см. электро). Новаторами раннего хип-хопа были Кёртис
Блоу, Африка Бамбата, Грандмастер Флэш и Whodini, -именно их записи
1980-84 гг. (относимые ныне к старой школе хип-хопа) явились
определяющими для становления жанра. Музыкальный журнал Rolling Stone
назвал самой влиятельной композицией в истории хип-хопа The Message
Грандмастера Флэша (1982).
Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC, Mantronix, Beastie
Boys, каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: Run DMC играли
минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix же получили признание
своей революционной техникой микширования, а Beastie Boys сочетали
элементы панк-рока и рэпа и стали первым белым рэп-коллективом,
добившимся коммерческого успеха. Рэп-композиции записывали и
панк-команды, например, The Clash (их сингл The Magnificent Seven 1980
года интенсивно раскручивался на негритянских радиостанциях Нью-Йорка),
Blondie (их сингл The Rapture возглавил американский хит-парад в 1982
г.).
К середине 1980-х годов музыка хип-хопа перестала ориентироваться
исключительно на атмосферу вечеринок, и следующее поколение рэпперов
стало разрабатывать более серьезные темы, напр., социально-агрессивные
рэпы Public Enemy принесли им культовый статус среди слушателей не
только в негритянской среде. Усложнялась и музыкальная сторона
хип-хопа: современный этап в его развитии начинается с выхода в 1987
году альбома Paid in Full дуэта Eric B. Rakim. К концу 1980-х гг.
рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком, кантри и
эстрадой, а такие крупные институты музыкальной индустрии как
Американская академия грамзаписи, заведующая Грэмми, и American Music
Awards в 1988 году учредили категории для рэпа. Олицетворением этой
популярности в Америке стали MC Hammer, Kris Kross и др., адресовавшие
свою музыку более широкой слушательской аудитории, что, в свою очередь,
дало толчок для развития более бескопромисных жанров в хип-хопе.
Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически и
технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз(нью джек
свинг, хип-хоп-соул).
На рубеже 1990-х с подачи NWA, скандально известных своими
вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами, приобретает популярность
гангста-рэп, отражающий криминальный быт негритянских гетто. Самым
влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник
NWA по имени Dr. Dre; он вводит в оборот новый стиль джи-фанк, наиболее
ярким представителем которого был его протеже Снуп Догг. Несколько лет
спустя участники трио The Fugees своим альбомом The Score наглядно
продемонстрировали возможности для интеграции хип-хопа с другими
музыкальными направлениями - ритм-энд-блюзом, рэгги и даже джазом. Они
одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за
пределами США.
В середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с
Западного и Восточного побережий США, которое завершилось гибелью их
лидеров - Тупака Шакура и Notorious B.I.G.Трагический исход этого
противостояния породил такое широкое обсуждение в средствах массовой
информации, что практически в течение всего 1997 года рэпперы
оккупировали верхние строчки хит-парадов США. Для этого периода
характерна интенсивная коммерциализация хип-хопа, что принято связывать
с именем Паффа Дэдди -рэппера, который пропагандировал гламурный стиль
жизни и строил свои композиции на весьма обширном цитировании
поп-шлягеров прежних десятилетий. На исходе XX столетия известность
приобрёл белый рэппер Эминем, который попытался возродить заряд
провокации и социального протеста.
В середине 2000-х наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры - Скотт
Сторч, The Neptunes, Тимбаленд - способствовали дальнейшему освоению
эстетики фанка. Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный
негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины
до Японии.
В 2004 году впервые в истории премия Грэмми в самой престижной
наджанровой номинации -за лучший альбом - была присуждена рэп-артистам
- дуэту OutKast. В современном хип-хопе, как и в других крупных стилях
популярной музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит
вся индустрия. Эстетика Хип-хоп
стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию
современной афроамериканской культуры. Эта идеология была построена на
антагонизме американской белой, англо-саксонской культуре. За прошедшие
десятилетия сформировалась также своя мода, коренным образом отличная
от традиционной моды белого населения, свой жаргон и своя
культивируемая манера произношения, танцевальные стили, своё
графическое искусство -граффити (изображения и надписи на стенах,
сделанные аэрозольными балончиками или специальными маркерами с
краской) и в последнее время также кино (не обязательно про рэпперов,
но сюжетно берущее темы из негритянской среды, см. фильмы
Парикмахерская, Hustle And Flow, Не грози Южному Централу попивая сок у
себя в квартале; рэпперы также всё больше начинают становится
киноактёрами). Таким образом, провести чёткую границу между собственно
хип-хопом и современной афро-американской субкультурой становится
сложно.
Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд
характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного
стиля: кроссовки и бейсболки(как правило с прямыми козырьками)
известных брендов (напр. Reebok, Roca Wear, FUBU, Wu-Wear, Sean
John,AKADEMIKS,ECKO,), футболки и баскетбольные майки, куртки и
толстовки с капюшонами, лыжные надвинутые на брови шапки, мешковатые
штаны (так называемые трубы), приспущенные широкие шорты. Причёски
короткие, хотя также популярны короткие африканские косички. У самих
рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны
и пр.). Русский_хип-хоп Первые
эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году, когда в
Куйбышеве диск-жокей дискотеки Канон»ъ Александр Астров
совместно с местной группой Час пик записали 25-минутную программу,
которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома Рэп.
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность,
достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение
брейкдансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были
малоизвестны любителям музыки. Первые русскоязычные исполнители рэпа
появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир,
с другой стороны более андерграудные формы русского хип-хопа (MDC
Павлов) не имели успеха. Рынок русского хип-хопа, как индустрии,
сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало
появление множества коллективов этого жанра (Bad Balance, Каста,
Легальный бизнес, Многоточие). В 1999 году глобальное возрождение
брейкданса способствовало его повторному оживлению и в России.
Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом
элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои
песни.