ГОТИКА
"Готы
- представители готической музыкальной субкультуры (Гот-субкультуры),
зародившейся в конце 70-х годов 20-ого века на волне пост-панка.
Отличительными чертами субкультуры является пристрастие к готик-року,
дэт-року и дарквэйву, мрачный имидж (черный цвет волос, ирокезы,
кожаная одежда и атрибутика и т. д.), интерес к мистической символике,
декадансу, хоррор-литературе и фильмам."
Имидж готов
Ранние
готы отличались от панков лишь черным доминирующим цветом одежды и
волос (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и
серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя
готский ирокез был обычно черным и намного шире панковского (выбрит
только по сторонам, на висках). Также готы часто использовали в одежде
сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль
мэйк-апа: очень белое лицо и большое количеством черной подводки для
глаз (и мужчины и женщины). Волосы обычно были закручены и начесаны.
Первоначально у мужчин были короткие и начесанные волосы, но ближе к
концу 80-х длинные черные волосы стали предпочтительнее, и теперь
сбритые по сторонам и торчащие кверху волосы у готов можно встретить
значительно реже, чем длинные ниспадающие. Мэйк-ап остался частью
имиджа, но одежда разнообразилась: теперь некоторые носят одежду с
влиянием 18-го или начала 19-го века, другие носят винил, кожу и сетку
(мятый бархат, вероятно, станет еще одним популярным материалом). А
некоторые из них носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и
белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда еще появляются
красный, синий или пурпурный. Наиболее используемыми материалами
остаются шелк, мятый бархат, кожа и сетка. Так же очень популярен
фиолетовый, синий или тёмно-зелёный цвет волос.
Готы имеют свой имидж, который за последнее время претерпел
значительные изменения. Как бы не развивалась готика, остаются два
неизменных основных элемента: всегда только черный цвет одежды (иногда
с элементами красного), а также исключительно серебряные украшения (как
знак презрения к золоту, символу обычных, избитых ценностей, цвету
бессмысленно пролитой людской крови). У девушек яркий, выразительный
стиль Вамп - плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и
ногтей - от ярко-красного (кровавого) до черного. Все броское,
сексуальное и строгое. Девушка-гот (готесса) каждый день выглядит как
искусительная монахиня или средневековая королева. У готов, работающих
в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидульный
подход к имиджу, выработался стиль корпоративный гот: черная деловая
одежда, неброские украшения.
Хотя в готической одежде и преобладают четыре основных мрачных цвета, в
своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной
кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для
юноши. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды,
хотя кожа остаётся наиболее распространенным и используемым материалом.
И мужчина, и женщина-гот могут одеваться почти одинаково, - черные
плащи или камзолы с широким поднятым воротником, а-ля граф Дракула
приемлемы и для тех, и для других. Девушки чаще всего носят корсеты и
длинные платья. Японская готика - это стиль гейша, множество рюшечек и
преобладающие красный и зеленый цвета. В имидже готов обоих полов
прическа играет весьма важную роль. Это могут быть просто прямые
длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки,
часто волосы красят в красный, черный с белыми прядями цвета. Но всё же
мейк-ап остаётся одним из самых главных признаков принадлежности к
субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и
губ, рисунок анкха на щеках.
Атрибутика
Готическая
эстетика крайне эклектична по набору популярных и вообще используемых
символов, здесь можно встретить и египетскую, и христианскую и
кельтскую символику. Основной символ готов - египетский ангх,
означавший вечную жизнь. Анх (Анкх) вошел в субкультуру после выхода на
экраны вампирского фильма Голод (с Дэвидом Боуи). Также часто
употребляются и другие египетские символы -такие как Глаз Ра.
Христианская символика используется реже, по большей части в виде
обычных распятий (только в более стильном исполнении). Широко
используются кельтские кресты, различные кельтские орнаменты.
Достаточно обширно представлена оккультная символика - используются
пентаграммы(как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты,
восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество
различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и т. д. К
чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, - множество
различных их изображений (связь с вампирами и с готами очевидна)
помещены на сотнях связанных с готами страниц в интернете или же служат
украшением самим готам.
В конечном итоге, каких то определенных, используемых всеми знаков или
символов не существует, - здесь определяющим является эстетический
аспект, а также стремление ко всему необычному (отсюда зачастую и
происходит увлечение всякого рода мрачной символикой).
Музыка
Влияние
на готическую субкультуру начались еще очень давно, со времен Bowie,
Doors и Velvet Underground, но расцвет панка в середине/конце 70х
сделал существенную основу для готов, и в музыке и в имидже.
Вслед за панком и конце 70х и ранних 80х начало возникать огромное
число новых и переосмысленных музыкальных стилей, и около 1978-9 стал
появляться стиль, который пресса в конце 1979 стала называть готикой.
Создателями этого музыкального стиля (которые вдохновлялись такими
исполнителями как Velvet Underground и Bowie) в основном были Joy
Division, Siouxsie and the Banshees, Bauhaus и UK Decay.
Первый альбом Banshees (The Scream, Ноябрь 1978) и первый альбом Joy
Division (Unknown Pleasures, Июнь 1979) во многом стали образцом для
готов, с заметным отсутствием громких панковских гитар и акцентом на
ритм секцию вместо этого, вместе с резким пустым звучанием.
Однако первая группа, которая не может быть хорошо классифицирована как
что-то кроме готической, была Bauhaus, которая выпустила свой первый
сингл Bela Lugosi's Dead в сентябре 1979. The Banshees может быть
сочтена за панк, The Cure за New Wave, Joy Division за post-punk, но
Bauhaus была явно готической в музыке, имидже, лирике, арте и стиле с
самого первого их сингла. Во многом они были архетипом готической
группы. Примерно в то же время, когда образовались Bauhaus, UK Decay
отказались от своих панковских корней и стали разрабатывать свое
независимое готическое звучание. Хотя они небыли столь популярны как
Bauhaus, Joy Division или the Banshees, UK Decay были намного ближе
второй волне готических групп и оказали заметное влияние на них.
В 1980/81 стала появляться новая волна готических групп - Danse
Society, Play Dead, The Sisters of Mercy - а Cure отказались от своего
New Wave звучания и создали свой уникальный готический саунд. В феврале
1981 Abbo из UK Decay обозначил новое музыкальное движение готика, но
прошел еще один год или около того перед тем как движение действительно
образовалось.
Важный период развития готического движения в полностью
сформировавшуюся субкультуру был с середины 1982 до середины 1983, в
котором следует особо отметить октябрь 1982, когда новое движение
внезапно получило большое внимание со стороны средств массовой
информации.
В июле 1982 открылся клуб Batcave. Сначала он рассчитывался как клуб
для людей которым приелась коммерческая направленность New Romantic и
они хотели что-то нового и более темного. В первое время там игрались
глэм и электронная музыка, но некоторые ранние готические группы также
играли там, и плэйлист постепенно стал более готическим.
Так Batcave стал главным местом сбора образовавшейся сцены в Лондоне и
также привелек много внимания со стороны средств массовой информации,
которые в свою очередь распустили идею о новой субкультуре по стране. С
расцветом Batcave по всей стране открылись похожие клубы, и сам Batcave
стал устраивать туры, давая готам вне Лондона возможность где-то
собираться.
Таким образом, несмотря на малую роль в музыке (не считая Alien Sex
Fiend и Specimen), Batcave оказал основной толчок на готический имидж и
популярность. Также он добавил большое количество глэма и внимания со
стороны media образовавшейся субкультуре. Далее, в октябре 1982 Bauhaus
выпустили Ziggy Stardust, который стал большим хитом (15 в UK чартах) и
поставил их на Top Of The Pops (место самых популярных) и на лицевую
обложку Smash Hits (Октябрь 1982)
Новая волна готических групп также стала получать серьезное внимание со
стороны media, с попаданием Southern Death Cult на лицевую обложку NME
(Октябрь 1982) и Sex Gang Children на лицевую обложку Noise! (также
Октябрь 1982).
После этого две статьи в начале 1983 сфокусировались на том, что явно
было отдельным движение. В феврале 1983 Richard North из NME обозначи
их как Positive Punk Месяцем позже Mick Mercer написал похожую статью о
новых группах в Melody Maker (хотя его выбор групп, как Danse Society,
был намного более подходящим)
Тем временем, движение получило имя - слово готика ходило вокруг, и это
название было прикреплено образовавшейся сцене двумя наиболее важными
группами в нем:
Andi, лидирующий вокалист из Sex Gang Children, был назван Граф Визигот
а его фэны готы Яном Астбэри (Ian Astbury) из Southern Death Cult. Dave
Dorrell из NME затем слышал как они используют этот термин и он стал
применяться журналистами.
В октябре 1983 Tom Vague ссылался на Орды Готов в журнале Zig Zag, с
этого времени и название и субкультура надежно закрепились.
Фильмы
Сразу
следует подчеркнуть, что такого понятия, как готический фильм в
кинематографе официально никто не вводил. Фильмы, представленные в
списке ниже, относятся к жанру Ужасов, и они оказали влияние лишь на
звучание и атмосферу песен гот-рок групп, и никакого мировоззрения и
идеологии в гот-музыку не привносили.
Голод (Hunger, реж. Тони Скотт)
Эдвард - руки-ножницы (Edward Scissorhands, реж. Тим Бёртон)
Ворон (The Crow)
Интервью с вампиром
Королева проклятых (Queen Of The Damned)
Кошмар перед Рождеством (The Nightmare Before Chrismas, продюсер Тим
Бёртон)
Труп невесты.