- это субкультура и направление компьютерного искусства,
главной особенностью которого является выстраивание сюжетного
видеоряда, создаваемого в реальном времени компьютером, по принципу
работы компьютерных игр. Таким образом, демо является симбиозом
программирования и искусства.
История
Домашние компьютеры 1980-х позволяли работать с достаточно сложной
графикой, более-менее качественным звуковым сопровождением, благодаря
чему возрос спрос на компьютерные игры, реализующие эти возможности.
Первые зарождавшиеся признаки демосцены как андерграунд-культуры были
реализованы в коротких интро к электронным журналам или взломанным
компьютерным играм, содержащих логотип или никнейм авторов интро и
выжимающих максимум из возможностей компьютера, причём, чем меньший
объём занимала программа, тем было лучше.
Демосцена возникла в начале 1980-х на базе первых графических 8-битных
микрокомпьютеровZX Spectrum и Commodore 64, но позже распространилась и
на более новые модели, в первую очередь, Amiga и IBM PC.
Классическая демосцена была призвана продемонстрировать возможности
компьютера и заставить его выполнять несвойственные задачи. Например,
просчёт различных эффектов с тщательной привязкой к музыке в реальном
времени был осуществлён на платформе Amigaещё до 1990 года. Самыми
значительными работами демосцены во время её развития можно считать 9
Fingers группы Spaceballs, Unreal и Second Reality группы Future Crew,
а также ещё ряд работ. С 1998 года основным направлением развития
демосцены стала трёхмерная графика и сюжетные 3D работы. Жанры
Основными жанрами демосцены являются:
Собственно Demo (демо, демка) - длительные представления,
сопровождаемые музыкой. Размер, как правило, от 4 кб до 15 Мb. Demo
большего размера встречаются редко.
Intro (интро) - композиции с ограничением по объёму исполняемого файла.
Существуют номинации 64 kb intro, 4 kb intro, 512b intro, 256b intro и
даже 128b intro. Несмотря на малый размер, авторам intro удаётся
поместить в них интересные видеоэффекты.
Позднее ограничение по объёму ушло на второй план, уступив место
насыщенности видеоряда и необычности используемых визуальных эффектов.
В настоящее время погоня за крутизной эффектов ушла на второй план,
уступив место идее, дизайну и визуальной составляющей.
Также традиционно к демосцене относятся жанры:
Трекерная музыка
Пиксельная графика
ASCII art
ANSI art
В России расцвет демосцены пришёлся на 1996-1999 год, когда в
Санкт-Петербурге и Москве проходили такие соревнования демопати
(demoparty), как ENLiGHT и Bytefall, FunTop. Второй эшелон демопати в
1999-2006твозглавила демопати Paradox в Ростове-на-Дону, а также в
других городах: CAFe (г. Казань), ASCII (Ижевск), Di-Halt (Нижний
Новгород) и Chaos Constructions (Санкт-Петербург).
Значительная часть участников демосцены в России нашла себя в создании игр, дизайна, музыки и компьютерной графики. Демопати
Поскольку основы демосцены были заложены ещё пиратскими группами,
которые начали делать различные эффекты во всевозможных crack-intro для
поднятия собственного статуса, сама демосцена не могла обойти стороной
соревновательность. Именно поэтому, практически с самого момента
зарождения демосцены, появились демопати - мероприятия по встрече
демомейкеров (demomakers), совмещённые с конкурсами работ. Отличие
демопати от обычных фестивалей искусства состоит в том, что работы,
зачастую, доделываются непосредственно на демопати и это является
частью процесса мероприятия. Кроме этого, крупнейшие демопати, обычно,
проходят несколько дней (чаще всего 3-4) и одновременно являются
пристанищем демосценеров с разных стран (для этого есть специальные
спальные места, где можно спать в спальном мешке). Программа демопати
состоит из большого количества конкурсов - начиная от музыкальных и
заканчивая демонстрацией демо. За первые места организаторы дают
всевозможные призы (На Assembly за первое место в номинации мегадемо -
приз около 5 тыс. евро). В последнее время, на волне уменьшения рядов
демосценеров, организаторы демопати, чтобы привлечь посетителей, стали
устраивать соревнования по компьютерным играм, что не находит поддержки
в рядах демомейкеров. Некоторые демопати даже отошли от своих
изначальных корней, превратившись практически полностью в LAN-пати.
Известные демопати мира
Assembly, Финляндия
Breakpoint (Ранее Mekka Simposium), Германия
BCN Party, Испания
Buenzli, Швейцария
DreamHack, Швеция (превратилась в LAN-party)
Evoke, Германия.